Методические разъяснения

21 июня 2010

Приказ Федеральной налоговой службы
от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@

О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439" Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей«приказываю:

1. Утвердить Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

2. Утвердить Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Признать утратившими силу приказ МНС России от 15.10.2002 N БГ-3-09/572 «О методических разъяснениях по порядку заполнения формы N Р17001»Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», зарегистрированный Минюстом России 19.11.2002 N 3934, приказ МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198 «О методических разъяснениях по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица», зарегистрированный Минюстом России 15.05.2003 N 4547.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Д. А. Чушкина.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э. Сердюков

Приложение N 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@

Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица

I. Общие положения

Настоящие Методические разъяснения разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При государственной регистрации юридического лица при создании, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, при прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса, при прекращении деятельности присоединенного юридического лица, при ликвидации, а также при представлении уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, документы, предусмотренные статьями 12, 17, 19, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, необходимые документы представляются одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

При государственной регистрации юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

При государственной регистрации общественных объединений в связи с реорганизацией в форме преобразования в иную некоммерческую организацию документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются в управление МНС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится регистрационное дело реорганизуемого общественного объединения.

При государственной регистрации юридического лица в связи с изменением его места нахождения документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган, в котором находится регистрационное дело данного юридического лица (по прежнему месту нахождения).

Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Web-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее — УФНС России по субъектам Российской Федерации) в сети Интернет. Указанные сведения содержат наименования регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов «горячей линии», наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к подведомственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при оплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица. Адреса Web-сайтов УФНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Интерактивная карта территориальных налоговых органов».

Каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

При государственной регистрации юридического лица при создании, а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель может представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов.

В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки штамп следующего содержания:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

наименование регистрирующего органа

B Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись

"__" _____________ 200_ года

ОГРН __________________________________________________________________

ГРН __________________________________________________________________

Экземпляр документа хранится в регистрирующем органе

_______________________________________________________________________

должность уполномоченного лица регистрирующего органа

_______________________________________________________________________

фамилия, инициалы

_______________________________________________________________________

подпись

M.П.

_______________________________________________________________________

При этом в штампе указывается должность и проставляется подпись уполномоченного лица регистрирующего органа, подписавшего Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Экземпляр учредительных документов с проставленным штампом выдается (направляется) заявителю только при государственной регистрации юридического лица при создании (в том числе при реорганизации), а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, вместе с соответствующим свидетельством без взимания платы. Повторная выдача экземпляра учредительных документов с проставленным штампом не допускается.

При обращении юридического лица за выдачей учредительных документов в случае их утраты (уничтожения, порчи) выдача осуществляется в виде копий учредительных документов на основании запроса на платной основе в порядке, установленном Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются в регистрирующий орган.

Все разделы и пункты заявлений (уведомлений) подлежат обязательному заполнению за исключением случаев, установленных настоящими Методическими разъяснениями. Заявление, в котором обязательные к заполнению разделы или пункты не заполнены, считается не представленным.

Заявление и каждый лист приложения к заявлению подписывается заявителем. В случае отсутствия указанных подписей заявителя представленное в регистрирующий орган заявление считается непредставленным.

Документ об уплате государственной пошлины представляется в регистрирующий орган в подлиннике. При этом код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа должны быть правильно указаны. В ином случае документ об уплате государственной пошлины считается непредставленным.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора):

при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, является один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизованного юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования или разделения, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, при представлении сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», является руководитель постоянно действующего исполнительного органа указанного юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

2) учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица:

при государственной регистрации юридического лица при создании.

3) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления:

при государственной регистрации юридического лица при создании;

при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;

при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица,

при государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей имущественного комплекса.

Полномочием, предусмотренным федеральным законом, является наделение органов государственной власти, местного самоуправления функциями выступать в качестве заявителя при государственной регистрации юридических лиц. При этом в регистрирующий орган представляется заявление, удостоверенное подписью руководителя органа, на который возложены вышеуказанные полномочия.

4) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий:

при ликвидации юридического лица.

При государственной регистрации лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности, не вправе выступать заявителем.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Непосредственное представление документов для государственной регистрации может осуществляться любым физическим лицом независимо от того, является ли указанное физическое лицо заявителем.

При непосредственном представлении заявителем документов для государственной регистрации регистрирующий орган выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

При непосредственном представлении документов для государственной регистрации иным физическим лицом расписка в получении документов высылается заявителю по почте с уведомлением о вручении.

Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

II. Порядок заполнения Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001)

1. В адресной части Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании указывается наименование регистрирующего органа, в который представляются документы.

При представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г или Д, Ж к указанному заявлению. Иные листы приложений к Заявлению о государственной регистрации юридического лица при создании заполняются при необходимости. В случае, если иные листы не заполняются, они в регистрирующий орган не представляются.

2. Раздел 1 «Организационно-правовая форма и наименование юридического лица».

Пункты 1.1 — 1.6 заполняются в соответствии с учредительными документами юридического лица.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Наименование юридического лица должно соответствовать требованиям федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке. Учитывая, что согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование, заполнение пункта 1.4 для коммерческих организаций обязательно.

В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках.

При использовании в наименовании слов «Россия», «Российская Федерация», слова «федеральный» и образованных на их основе слов и словосочетаний необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация». Указанные слова и словосочетания применяются в названиях юридических лиц в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

3. Раздел 2 «Адрес (место нахождения)».

Согласно пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется в его учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При определении постоянно действующего исполнительного органа юридического лица необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов о соответствующем виде юридического лица, иными федеральными законами, а также учредительными документами юридического лица.

В полном товариществе и товариществе на вере (коммандитном товариществе) постоянно действующие органы не формируются, и от имени юридического лица вправе действовать каждый участник полного товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Юридическое лицо вправе не формировать постоянно действующие исполнительные органы, в этом случае полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации), если такая возможность прямо предусмотрена федеральным законом и уставом юридического лица (например, статья 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

3.1. Если в пункте 2.1 знаком «V» отмечен адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или иного органа, заполняется пункт 2.2; далее заполняются пункты 2.3 и 2.4.

3.2. Если в пункте 2.1 знаком «V» отмечен адрес (место нахождения) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, то заполняются пункты 2.3 и 2.4.

3.3. При заполнении пункта 2.3 следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

4. Раздел 3 «Количество учредителей юридического лица».

В пунктах 3.1 и 3.2 указывается количество учредителей, соответственно, юридических и физических лиц. Сведения об учредителях — юридических и физических лицах указываются в листах А и Б Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

При заполнении сведений об учредителях юридического лица необходимо принимать во внимание следующее.

4.1. При представлении заявления о государственной регистрации хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) в сведениях об учредителях указываются данные только о полных товарищах.

4.2. При представлении заявления о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива в сведениях об учредителях указываются данные всех учредителей юридического лица.

4.3. При представлении заявления о государственной регистрации унитарного предприятия в сведениях об учредителях указывается наименование уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение о его создании, в соответствии со статьями 113 — 115 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4.4. При представлении заявления о государственной регистрации потребительского кооператива в сведениях об учредителях указываются данные членов кооператива, входящих в состав правления.

4.5. При представлении заявления о государственной регистрации фонда в сведениях об учредителях указываются данные учредителей фонда, принявших решение о его создании.

4.6. При представлении заявления о государственной регистрации автономной некоммерческой организации в сведениях об учредителях указываются данные учредителей организации, принявших решение о ее создании.

4.7. При представлении заявления о государственной регистрации учреждения в сведениях об учредителях указываются данные о собственнике (собственниках) учреждения.

4.8. При представлении заявления о государственной регистрации объединения юридических лиц (ассоциации и союза), некоммерческого партнерства в сведениях об учредителях указываются данные членов объединения либо соответственно партнерства.

4.9. При представлении заявления о государственной регистрации органа территориального общественного самоуправления (ТОС) в сведениях об учредителях указываются данные учредителей-граждан, принявших решение об учреждении органа ТОС, утвердивших его устав и сформировавших его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

4.10. При представлении заявления о государственной регистрации органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеющих статус юридических лиц, следует учитывать, что указанные органы создаются в распорядительном порядке и считаются созданными с момента принятия соответствующего акта органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При этом в сведениях об учредителях указываются наименование, номер и дата соответствующего акта и наименование принявшего его органа.

4.11. При представлении заявления о государственной регистрации товариществ собственников жилья, садоводческих или огороднических товариществ в сведениях об учредителях указываются данные о членах правления.

5. Раздел 4 «Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе В».

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен.